По вине военных
По вине военных
17 июля 2014 года в Донецкой области Украины разбился «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли. Согласно основной версии, лайнер был сбит ракетой. Если эта информация подтвердится, то июльская катастрофа станет самой крупной в авиации с участием военных за последние 50 лет. Мы хотим напомнить нашим читателям авиакатастрофы, произошедшие по вине военных, после Второй мировой войны и до наших дней.

Истребители и «заблудившиеся» ракеты

23 июля 1954 года китайские истребители, приняв гонконгский пассажирский самолет DC-4 за разведчика, сбили его. Погибли десять человек.
30 июня 1962 года произошла крупнейшая на тот момент авиакатастрофа в Советском Союзе – лайнер Ту-104 спустя час после начала полета стал резко снижаться и разбился. Все 84 человека на борту погибли.
Позже стало известно, что в это время часть ПВО под Маганском проводила учебные пуски и одна из ракет, «заблудившись» в грозовом фронте, перенацелилась с учебной цели на лайнер и поразила его.
11 сентября 1968 года в Средиземном море близ Ниццы французский пассажирский самолет SE-210 Caravelle III был поражен зенитной ракетой – в районе острова Леван в это время проводились учебные стрельбы. В результате катастрофы погибли 95 человек.

Навигационные ошибки

21 февраля 1973 года «Боинг-727» ливийской авиакомпании из-за навигационной ошибки направился в сторону израильской авиабазы на Синайском полуострове. Поднятые на перехват истребители приняли его за египетский самолет (в то время Египет воевал с Израилем), захваченный террористами. Поскольку пилоты лайнера не соглашались на принудительную посадку, самолет был сбит. Погибли 216 человек.

Боинг 747 смог сесть на лед карельского озера Корпиярви
Боинг 747 смог сесть на лед карельского озера Корпиярви

20 апреля 1978 года южнокорейский «Боинг-707» сбился с курса, вошел в воздушное пространство СССР над Карелией и проигнорировал требование поднятого на перехват истребителя пойти на посадку. В результате советским Су-15 был открыт огонь, и пилотам «боинга» пришлось совершить экстренно приземляться на лед озера Корпиярви. К слову, после обстрела у «боинга» оторвалась часть крыла, которая на радарах ПВО выглядела как крылатая ракета. На ее перехват был поднят еще один Су-15, который поразил цель в воздухе. В результате инцидента погибли двое пассажиров.
27 июня 1980 года итальянский пассажирский самолет DC-9 попал в район боя ливийской и натовской авиации над Тирренским морем и был уничтожен ракетой, предположительно с французского истребителя. Погиб 81 человек.

Нарушителя – уничтожить!

1 сентября 1983 года произошла одна из самых известных авиакатастроф с участием гражданской и военной авиации – «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании нарушил воздушное пространство СССР и был сбит истребителем Су-15. Погибли 269 человек.
«Я видел, что впереди идет тот самый – чужой. Я же не инспектор ГАИ, который может остановить нарушителя и потребовать документы. Я шел следом, чтобы пресечь полет, – вспоминал пилот того самого истребителя Геннадий Осипович. – Первое, что должен сделать, – посадить его. А если не подчинится, любой ценой пресечь полет. Других мыслей у меня просто не могло быть.
Так вот, приблизившись, я захватил его радиолокационным прицелом. Тут же загорелись головки захвата ракет. Зависнув на удалении от него 13 километров, я доложил: “Цель – в захвате. Иду за ней. Что делать?” Земля отвечает: “Цель нарушила государственную границу. Цель уничтожить…”

Андрей Жирнов, «Истребитель-перехватчик Су-15 сбивает корейский Боинг-747 1 сентября 1983 года»
Андрей Жирнов, «Истребитель-перехватчик Су-15 сбивает корейский Боинг-747 1 сентября 1983 года»

Первая ракета попала ему в хвост – вспыхнуло желтое пламя. Вторая снесла половину левого крыла – тут же погасли огни и мигалки…»
14 июня 1993 года эксперты Международной организации гражданской авиации опубликовали доклад, в котором пришли к выводу, что командование ПВО СССР считало, что отдает приказ уничтожить американский разведчик RC-135, замеченный ранее в этом же районе. Район был богат на секреты: на Сахалине находились шесть военно-воздушных стратегических баз и военно-морской центр, на Камчатке осуществлялись испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет, а в Охотском море между Сахалином и Камчаткой курсировали атомные подводные лодки с межконтинентальными ракетами на борту. Неслучайно именно во время пролета южнокорейского лайнера над районом трижды прошел американский разведывательный спутник «Феррет-Д», фиксировавший все параметры активизировавшейся советской ПВО. Поэтому есть все основания полагать, что корейский «боинг» был брошен ЦРУ на «разведку боем».

Защита от возможного нападения

3 июля 1988 года иранский аэробус A300 был сбит двумя зенитными ракетами с американского крейсера «Винсеннес» – погибли 290 пассажиров и членов экипажа. До этого, 8 июня, корабль, угрожая применить оружие, заставил изменить курс еще один пассажирский лайнер, летевший над Персидским заливом. И это едва не привело к столкновению в воздухе двух пассажирских самолетов.
Позже командир крейсера заявил, что самолет, не отвечающий на запросы, был опознан как истребитель F-14 ВВС Ирана, после чего были приняты меры по его уничтожению. Президент США Рональд Рейган в связи с этим заявил, что ракеты были выпущены в качестве «надлежащей оборонительной акции» с целью «самозащиты от возможного нападения».
Любопытно, что ранее, в инциденте со сбитым советской ПВО южнокорейским «боингом», вашингтонская администрация удивлялась, как вообще можно спутать пассажирский лайнер с военным самолетом.

Дела кавказские…

9 мая 1992 года произошел единственный счастливый случай в череде авиакатастроф с участием военных – армянский пассажирский самолет Як-40, вывозивший беженцев из Степанакерта в Ереван, был подбит азербайджанским штурмовиком Су-25, однако экипаж сумел совершить экстренную посадку. Никто не погиб, но самолет выгорел дотла.
21 сентября 1993 года в ходе грузино-абхазского конфликта из переносного зенитного комплекса с абхазского катера был сбит грузинский лайнер Ту-134 в районе Сухуми. Погибли 25 (по другим данным – 27 или 28) человек.
На следующий день, также с катера, был подбит еще один грузинский лайнер – Ту-154. Пилотам удалось посадить самолет, однако он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. Погибли 108 человек.
Вечером того же дня еще один Ту-154 был обстрелян при заходе на посадку, но ракета в цель не попала.

Перенацеливание и экстремисты

4 октября 2001 года российский Ту-154 был сбит зенитным комплексом С-200 ПВО Украины над Черным морем. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 в действии
Зенитно-ракетный комплекс С-200 в действии

На момент пролета лайнера в районе Феодосии отрабатывались учебно-боевые задачи украинских военных по обнаружению и уничтожению воздушных целей условного противника зенитными комплексами. Несмотря на то что возможность поражения российского самолета была отвергнута генералитетом и правительством Украины, поднятые из моря обломки самолета и тела пассажиров имели характерные круглые отверстия – результат «работы» шариков, которыми начинена боевая часть ракеты зенитного комплекса С-200. Кроме того, разница во времени между взрывом лайнера и зафиксированным американцами ракетным пуском в этом районе как раз составляла подлетное время ракеты. В конце концов украинская сторона была вынуждена признать, что из-за автоматического перенацеливания зенитной ракеты с беспилотника-мишени на лайнер и произошла катастрофа.
9 января 2007 года экстремистской группировкой «Исламская армия в Ираке» был сбит молдавский пассажирский самолет Ан-26 во время пролета над иракским Баладом. Погибли 34 человека.Автор: Ю.Данилов
Источник: "Тайны ХХ века"
Опубликовано 13 ноября 2014 | Прочтений 3169

Комментарии
Периодические издания


Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества