Человеческие жертвоприношения у ацтеков
Человеческие жертвоприношения у ацтеков
Люди в современном мире часто вынуждены противостоять организованному насилию. Поэтому они все больше интересуются причинами и источниками агрессии одного человека к другому. Если пойти вглубь вопроса, нужно провести сравнительный анализ и посмотреть на примеры из истории. Когда испанцы пришли в Мезоамерику в 1517 году, они столкнулись с насильственными ритуальными практиками майя и ацтеков. Эти ритуальные практики были публичными, и люди знали, что являются только частями календарного графика. Первая причина, по которой стоит изучать жертвоприношения у ацтеков, состоит в том, что они позволяют увидеть, есть ли у людей склонность к ритуальному насилию, повторяющимся войнам, насилию по расовым признакам, насилию против женщин. В настоящее время есть тревожные практики, и важно не просто думать, что они были давным-давно. Нужно попытаться понять ацтеков и посмотреть, могут ли они помочь нам понять самих себя.

Источники знания о человеческих жертвоприношениях

Мы знаем, что ацтеки приводили людей в жертву, из ряда источников. Во-первых, сохранились рукописи, которые были созданы до испанских завоеваний Южной Америки. В этих манускриптах содержатся изображения сцен жертвоприношений. Во-вторых, сохранились записи разговоров испанских священников и ацтеков, которые были сделаны во время завоевания Мексики. В этих записях описываются ритуалы жертвоприношений. Самый впечатляющий источник знания о жертвоприношениях — это Флорентийский кодекс, который сейчас хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Флорентийский кодекс — это собрание записей бесед, которые проводились в Мексике с 1540 по 1580 год. У нас есть детальные описания последовательности ритуалов 18 церемоний, в ходе которых ацтеки приносили людей в жертву.


В-третьих, есть свидетельства испанцев, которые видели ритуалы жертвоприношений. Во время испанских завоеваний в жертву порой приносили и самих испанцев. Четвертый источник — это археология. Были найдены останки людей, которых принесли в жертву. По следам на их скелетах понятно, что они подверглись этому ритуалу. Кроме того, сохранились скульптуры, изображающие сцены жертвоприношений. Также сохранились другие объекты, которые использовались в этих ритуалах. Таким образом, есть четыре главных источника знания о жертвоприношениях у ацтеков: манускрипты с изображениями сцен убийств, записи свидетелей, беседы испанцев с ацтеками и ацтекская археология.

История жертвоприношений у ацтеков

Цивилизация, которую мы называем ацтекской, существовала между 1325 и 1525 годами. Этот исторический период совпадает с периодом, в который проводились жертвоприношения. Ритуальные человеческие жертвоприношения практиковались и до того, как ацтеки пришли в долину Мексики в первой половине XIV века. Есть свидетельства того, что ритуальные убийства совершались и в II тысячелетии до нашей эры. Один из аспектов, который отличает период ацтекских жертвоприношений, — это расширение практики ритуальных убийств. Эти практики усилились в период с 1440 по 1521 год, когда пришел к власти первый Монтесума. Он правил много лет, и империя сильно расширилась за годы его правления. Интересно, что по мере расширения империи увеличивался размер ацтекского храма Темпло Майор и росло количество жертвоприношений.
Мы не знаем точно, кто придумал жертвоприношения, но в мезоамериканских записях, которые были сделаны до ацтеков, фигурируют тольтеки. Тольтеки жили примерно между 900 и 1200 годами нашей эры. Они практиковали жертвоприношения. До и во время периода тольтеков также практиковались жертвоприношения у майя и в городе Теотиуакан в Центральной Мезоамерике. Таким образом, человеческие жертвоприношения были распространенной практикой в Мезоамерике с очень ранних времен.

Ацтекские воины. Флорентийский кодекс
Ацтекские воины. Флорентийский кодекс

Государство ацтеков спонсировало ритуальные практики, поэтому человеческие жертвоприношения прекратились в 1520-х годах. Есть записи нескольких жертвоприношений, которые совершались после того, как на эту землю пришли испанцы, но жертвоприношения, поддерживаемые государством, прекратились в течение первых десяти лет после прихода испанцев. Затем испанцы заменили эти насильственные практики собственными. Историки сравнивают ацтекское и испанское насилие: ацтеки построили общество жертвоприношений, в то время как испанцы построили общество массового насилия.

Цель жертвоприношений

Ацтекская теология обосновывала человеческие жертвоприношения следующим образом. У человеческого тела есть две сущности: оболочка и божественная искра, которая была заложена божествами во время зачатия. Богов и мир, который они создавали, нужно было периодически питать энергией путем жертвоприношений и высвобождения божественной энергии из тел людей, растений, насекомых и животных. Обычная или ритуальная смерть высвобождала божественные искры, которые спускались на землю, в подземный мир и основывали новую оболочку или материю. Когда растения, Солнце, Луна, животные или люди появлялись вновь, они содержали в себе ту преобразованную божественную искру, которая продолжала жить в цикле рождения, смерти и возрождения.
Кровь — это один из носителей божественной искры. В мире ацтеков все так или иначе занимались кровопусканием: кровь пускалась из губ, ушей и бедер, а самые набожные священники пускали кровь из языка и даже гениталий. Таково теологическое обоснование жертвоприношений.

Сцена принесения человека в жертву. Кодекс Мальябекки
Сцена принесения человека в жертву. Кодекс Мальябекки

Вторая причина жертвоприношений была политической. Многие ацтекские жертвоприношения выносились на публичное обозрение, чтобы показать религиозную легитимность правителей, их военную политику или необходимость обеспечить плодородие урожая. В некоторых случаях правители дружественных или вражеских городов приезжали в столицу, чтобы наблюдать за жертвоприношениями воинов, которых они захватили.

Выбор жертвы

Необыкновенный пример того, как ацтеки выбирали человека для жертвоприношения, можно увидеть в пятом месяце ритуального календаря, который был посвящен плодородию и мужской красоте. Они выбирали человека, которого считали самым красивым мужчиной. Сохранилось прекрасное описание того, как выбирали этого человека. Они имели определенную формулу для каждого месяца. Они захватывали воинов, держали их в определенной зоне и искали наиболее красивого. У нас есть такое описание:
«Он был похож на что-то гладкое, как помидор, вырезанный из дерева. Он был не кудряв, у него был не грубый лоб, у него была не продолговатая голова, у него были не опухшие веки, у него были не увеличенные веки, у него был не широкий нос, у него были не широкие ноздри, у него был не вогнутый нос, у него были не пухлые губы, не грубые губы, не большие губы, он не был заикой, он не говорил на варварском языке, у него были не большие зубы...»
И подобным образом описывается каждый аспект его тела: «У него были не длинные руки, у него была не одна рука, он не был безруким, у него были не пухлые пальцы. У него не было дефектов и отметин, он был ухожен и обучен играть на флейте и на дудке. В то же время он держал цветы и курительную трубку».

Сцена жертвоприношения. Кодекс Тудела
Сцена жертвоприношения. Кодекс Тудела

Они искали очень красивого мужчину, который бы соответствовал их стандартам. Они обучали этого человека: как правильно держать цветы, играть на флейте, говорить на науатле — языке ацтеков. В течение года этот человек жил в ацтекском городе как бог: к нему относились как к богу, кормили лучшей едой, и он всегда передвигался с окружением, в котором была охрана. Согласно достоверным источникам, ему давали четырех божественных женщин для компании и сексуальной активности, чтобы питать космос энергией. Ближе к концу он уезжал из города и поднимался на пирамиду, где и происходило жертвоприношение. Дети и женщины также приносились в жертву в некоторых ритуалах. Описания этих ритуалов тоже сохранились.
Интересно, что жертвоприношение воспринималось как честь. Это было возвышением, и несмотря на то, что члены семьи были опечалены потерей близкого, ацтекская идеология считала жертв божественными искрами, которые помогали питать космос энергией.Автор: Дэвид Карраско
Опубликовано 30 октября 2018 | Прочтений 312

Комментарии
Периодические издания






Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества