Институт папства
Институт папства
Под папством и его институтом мы понимаем верховный орган не только управления, но и учительства Католической церкви. Вся полнота власти церкви сосредоточена в этом институте. При этом папство – это ещё и явление в истории. У него есть свои традиции, своя динамика и своя историческая драматургия. Оно оказывало колоссальное влияние на развитие истории: сначала европейской, а потом и всемирной. Но папство испытывало и встречное влияние: оно прошло через множество серьезных испытаний, которые могли бы полностью его уничтожить. В итоге все исторические передряги лишь изменили характер этого института. Папство избавилось от груза и блеска светской власти. Почти что избавилось: с появлением в 1929 году государства-города Ватикан произошла, так сказать, радикальная оптимизация светской власти пап. Но при этом они неизменно находятся в центре католического мира и в центре жизни каждого католика.
Мы представим Вам 7 фактов о главе католического мира и процедуре его избрания...

1. Сам институт папства предполагает центральную фигуру - это папа. Согласно документам Католической церкви официальный титул папы – епископ Рима, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской церкви (то есть, Католической), примас Италии, архиепископ и митрополит римской провинции, суверен государства Град Ватикан, слуга слуг Божиих.

2. Собственно, папа и есть необходимое и достаточное условие папства. При этом у него есть свой аппарат, с помощью которого он управляет всей церковью, поэтому существует и другой термин – Святой Престол, или Апостольский Престол. Что подразумевает этот термин? Во-первых, это Римская кафедра, которую возглавляет понтифик; во-вторых, Государственный секретариат Святого Престола, а так же, различные дикастерии – министерства Ватикана – конгрегации, советы или комитеты. Эти дикастерии отвечают за разнообразные направления в деятельности Католической церкви, но при этом они играют вспомогательную роль при папе. Сам он, в этом смысле, абсолютный суверен, господин ситуации, за которым всегда остается последнее слово. Даже на соборах Католической церкви.

3. Институт папства ведет свою историю с апостола Петра, что подтверждается авторитетным свидетельством Иренея Лионского, одного из первых отцов церкви. Именно он дал во II веке первый список римских епископов (самого термина "папа" на тот момент еще не было), и этот список начинается с апостола Петра. Об этом же пишет в своей знаменитой "Церковной истории" Евсевий Кесарийский. Впервые же термин "папа" по отношению к епископу Рима упоминает в III веке Тертуллиан. Так что же такое папа? Это понятие происходит от греческого πάππας [папас] - ласковое обращение к отцу, по типу "батюшка", "папочка", может быть, даже "папаша". На самом деле, этот термин не исключительный по отношению к каким-то исторически важным фигурам церковного мира. Александрийский патриарх тоже "папа". Но понтифик Григорий VII, благодаря которому папство собственно и стало папством, заявил о том, что Римский папа – «это единственное в своем роде имя в мире».
Произошло это в XI веке, и к тому времени папство, или, по крайней мере, история римских епископов, уже прошла значительный путь, почти целое тысячелетие. Многое случилось за это время: папы избирались вначале римским народом и Римской церковью (как правило, ими становились архидиаконы Римской церкви); затем в процесс избрания активно включились различные группировки римской знати, влиятельные семьи, что крайне негативно отразилось на институте папства. Это собственно и были знаменитые «тёмные века» (конец первого тысячелетия), которые почему-то так легкомысленно приписывают всему Средневековью.

4. И вот в XI веке папа Григорий VII решил навести порядок в церковной системе, и его имя получила знаменитая григорианская реформа. Папство в то время утвердилось в центре всего католического мира. Теперь уже не местные епископы и владетельные сеньоры управляли церковью на свой манер, а именно Рим стал во главе управления церковью. Постепенно стала выстраиваться пирамида, на вершине воцарился институт папства. Как выбирали пап в формате григорианской реформы? С 1059 года выборщиками главы Католической церкви стали только кардиналы. Теперь римский народ мог только одобрять выбор кардиналов, но столетие спустя окончательно отпала необходимость и в римском народном «любо». В 1274 году папой Григорием X был утвержден институт конклава – закрытого собрания кардиналов, которое приступает к выборам спустя десять дней после смерти папы. Так оформлялась традиция участия в конклаве исключительно кардиналов. Кардиналы – это, как правило епископы, особые члены ближайшего окружения папы. Своего рода, это «сенаторы» церкви. Стоит отметить, что долгое время не все кардиналы были епископами. И даже в новейшей истории папства мы видим кардиналов-неепископов, из которых выбирали папу: это, например, Григорий XVI в XIX веке. Но вот выбирать пап могли только кардиналы-епископы.
Итак, конклав из епископов должен избрать нового папу. Но иногда эти конклавы длились так долго, что нужно было принудить кардиналов завершить выборы. Именно поэтому конклав проходит в опечатанной Сикстинской капелле, а его ход жестко регламентирован для того, чтобы в оптимальные сроки из специальной трубы пошел белый дым. Общение с внешним миром у кардиналов-выборщиков максимально ограничено. Понятно, что в XVI – XIX веках это было сделать очень просто, а сейчас, в эпоху разгула массовых коммуникаций? В этом деликатном вопросе в Ватикане полагаются на кардинальскую дисциплину, добрую волю и на понимание всей ситуации в целом. Но при этом не забывают установить «глушилки» мобильной связи.

5. Институт папства подвергался изнутри разным модификациям, его модель постоянно совершенствовалась, адаптировалась под историческую ситуацию. На формирование папства изрядное влияние оказывала и политическая ситуация. Ведь долгое время, вплоть до 1871 года, папы были светскими правителями – у них было своё государство, которое так и называлось, Папским или Церковным государством. Это было весьма обширное государство в Центральной Италии. Соответственно, папа был светским монархом и полноправным субъектом международных отношений. Надо сказать, что светская власть стоила понтификам многих мучений и приключений. В XIII веке политические силы постоянно пап изгоняли из Рима. И вовсе не Вечный Город, а Орвието, Перуджа, Витербо стали местами, где пребывал папский двор в тот бурный век. Затем наступил период знаменитого «Авиньонского пленения» пап, когда Франция, как «старшая дочь католической церкви», заявила о своих правах, и папы предпочли перебраться во французский Авиньон. Там было избрано целых семь пап. Всё это породило гигантскую неразбериху, и в Риме стали избирать своих пап. В результате XIV век стал временем Великой Западной схизмы: на всякого папу приходился свой антипапа. Кризис завершился только в начале XV века, когда, путём очень сложных переговоров и жертвенного отречения от власти папы Григория XII, в церкви, наконец, воцарился мир, а в папах установилась определенность.

6. Но на этом исторические приключения папства не закончилась. Наполеон пленил Пия VII и ликвидировал Церковное государство (которое, однако, потом было восстановлено). В 1870 году итальянские королевские войска взяли Папский Рим, и единая Италия окончательно поглотила Церковное государство. Ведь прежде никакой Италии не существовало, было своего рода лоскутное одеяло: королевства, княжества, разные области (там французское влияние, там - испанское). А в центре Апеннинского полуострова находилось Папское государство, которое, как кость в горле, мешало процессу Risorgimento – объединению Италии. В 1870 году Папский Рим пал, и пал бескровно. Папский генерал Герман Канцлер, защищавший твердыню папства, хотел пальнуть из пушки по захватчикам, но Пий IX ему это запретил. А уже в XX веке Гитлер, в конце немецкой оккупации Рима, имел очень серьёзные намерения интернировать папу, перевезти его на территорию Рейха. В той ситуации возможен был любой исход, вплоть до физического устранения. Все эти события свидетельствует о том, что папство – это не только субъект мировой истории, но, в каком-то смысле и ее объект. Оно постоянно испытывало внешнее влияние. Кстати, вплоть до 1903 года европейские католические государи имели право вето на неугодную им кандидатуру при выборе папы.

7. Крушение папского государства в 1870 году стало колоссальной травмой для католического мира и, соответственно, катастрофой светского папства. Исчезло государство, которое выросло из так называемого «патримония Святого Петра» - по сути священной территории, которая принадлежала наместнику Иисуса Христа на земле. У папы выбили политическую почву из-под ног, но он не пошел ни на какие переговоры и компромиссы с итальянскими властями – Савойским королевством. Долгое время папы не считали себя «ватиканскими пленниками» и не покидали Апостольского дворца. И только в 1929 году в результате переговоров с королевской властью и правительством Муссолини было решено образовать государство Ватикан. По сути городок площадью в 44 гектара. Именно это государство-город Ватикан является по сей день земным оплотом папства, и служит вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, а вот сам Святой Престол уже признан как суверенный субъект международного права. Именно Святой Престол, а не Ватикан имеет дипломатические отношения с Европейским Союзом и различными странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Папство в формате Святого Престола принимает участие в деятельности различных международных и региональных межправительственных организаций и является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций.
Ныне светская власть папы ограничивается территорией в 44 гектара, но его религиозное влияние сохраняет по сути глобальное значение.Автор: Алексей Юдин, кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ
Опубликовано 29 ноября 2018 | Прочтений 591

Комментарии
Периодические издания






Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества