Почему гибнут самолёты?
Почему гибнут самолёты?
Потрясшая нашу страну и мир авиакатастрофа лайнера А321 «Когалымавиа», произошедшая в Египте, стала одной из самых крупных в истории гражданской авиации. На момент написания этой статьи комиссия уже закончила расследование причин трагедии, но мы всё же зададим себе вопрос: почему вообще случаются подобные инциденты?

Человеческий фактор

Согласно статистике, в 68% случаев причиной авиакатастроф является пресловутый человеческий фактор. При этом его львиную долю — 47% — составляют ошибки пилотов: нарушение процедуры пилотирования, ошибки в сложных метеоусловиях и на незнакомой местности, недостаточная квалификация пилотов, проблемы членов экипажа со здоровьем… Человеческий фактор, например, привёл к крушению «Боинга 737» авиакомпании «Татарстан» в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года — тогда при заходе на второй круг самолёт начал набор высоты с большим углом атаки, в результате чего потерял скорость. Пилот предпринял попытку выровнять самолёт, однако лайнер перешёл в вертикальное пикирование и упал на землю.
В эту же категорию можно отнести и катастрофу лайнера Як-42 под Ярославлем 7 сентября 2011 года, в которой погибли игроки ярославского хоккейного клуба «Локомотив»: причиной аварии стало нажатие пилотом на тормозные педали во время разбега самолёта по взлётной полосе. Наконец, «Боинг 737» российской авиакомпании «Аэрофлот-Норд», летевший 14 сентября 2008 года из Москвы в Пермь, врезался в землю при заходе на посадку также из-за ошибки пилота во время посадки в ручном режиме.
Также в 13% катастроф из-за человеческого фактора повинны ошибки наземных служб, такие как неправильная эксплуатация (перегрузка самолёта, загрязнённое топливо), ремонт и обслуживание воздушного судна, а также ошибки наземного диспетчерского персонала. Так, 1 июля 2002 года в Германии над Боденским озером столкнулись Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой лайнер «Боинг 757» компании DHL. Виновником катастрофы был признан диспетчер, работавший в ту смену один и не уследивший за опасным сближением самолётов.

Воздушный терроризм

Наконец, в 8% случаев «человеческого фактора» в катастрофах виновны террористы, закладывающие в воздушное судно взрывные устройства, захватывающие управление самолётом или поражающие лайнер ракетой с земли. Так, 24 августа 2004 года два российских самолёта — Ту-134 и Ту-154 — взорвались в воздухе с интервалом в одну минуту. Исполнителями теракта стали террористки-смертницы, а организатором оказался знаменитый чеченский террорист Шамиль Басаев.
Нельзя не вспомнить и 21 сентября 1993 года, когда в ходе грузино-абхазского конфликта из переносного зенитного комплекса абхазами был сбит грузинский лайнер Ту-134 в районе Сухуми. На следующий день в районе аэропорта был подбит ещё один грузинский лайнер — Ту-154. Пилотам удалось посадить самолёт, однако он выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и загорелся, погибли 108 человек. Наконец, вечером того же дня ещё один Ту-154 был обстрелян при заходе на посадку, но ракета в цель не попала.
К человеческому фактору можно отнести и поражение гражданского авиалайнера военными. Так, 4 октября 2001 года украинским зенитным комплексом С-200 над Чёрным морем был сбит российский пассажирский самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь». В момент катастрофы украинская ПВО как раз отрабатывала обнаружение и уничтожение воздушных целей условного противника зенитными комплексами, и в результате из-за автоматического перенацеливания зенитной ракеты с беспилотника-мишени на лайнер произошла катастрофа.
Похожая трагедия (крупнейшая в нашей стране на тот момент) случилась в Советском Союзе 30 июня 1962 года под Красноярском, когда в результате учебных пусков в районе Маганска одна из зенитных ракет, «заблудившись» в грозовом фронте, перенацелилась с учебной цели на пассажирский Ту-104 и поразила его.

5 декабря 1945 года 5 американских военных самолётов одновременно исчезли неподалёку от берегов Флориды. Пропал без вести и искавший их спасательный самолёт. Так родилась легенда о Бермудском треугольнике.

Виновник — крокодил

По статистике, одна авиакатастрофа приходится примерно на 1,3 миллиона вылетов — это больше, чем один человек может налетать за всю свою жизнь, даже если её всю он проведёт в воздухе. Кроме того, есть положительная тенденция: количество авиарейсов в мире год от года растёт, а число авиакатастроф, наоборот, снижается. Если мы взглянем на статистику, то увидим, что больше всего гражданских лайнеров разбилось в 1960-е и 1970-е годы, а меньше всего катастроф произошло в 2014 году — 21. Однако из-за крупных аварий двух малазийских «боингов» число жертв в 2014-м превысило среднее значение этого показателя за последние 10 лет!
Порой катастрофы случаются из-за абсолютно нелепых случаев. Так, 25 августа 2010 года в Демократической Республике Конго пассажирский самолёт рухнул из-за вылезшего из сумки крокодила, которого один из пассажиров протащил на борт. Пассажиры в панике бросились прочь от рептилии, балансировка самолёта нарушилась, и он врезался в землю. По горькой иронии, в отличие от людей, крокодил в катастрофе выжил.
Другой случай — 23 марта 1994 года лётчик «Аэрофлота» «дал порулить» самолётом своему пятнадцатилетнему сыну, который случайно выключил автопилот. В результате самолёт вошёл в крутое пике и упал в лес, все пассажиры и члены экипажа А310 погибли.
Что касается тяги к красоте, то 5 марта 1966 года пилот «Боинга 707» решил порадовать пассажиров красивым видом японской Фудзиямы, для чего сблизился с ней. Однако близ горы самолёт попал в зону турбулентности и развалился в воздухе. А 9 мая 2012 года в Индонезии разбился российский «Сухой Суперджет-100» с 45 людьми на борту. Катастрофа произошла из-за того, что в облачности экипаж отвлёкся на беседу с представителями заказчика партии самолётов и проигнорировал предупреждения автоматики, в результате чего «Сухой» врезался в гору.

Неопознанные летающие объекты

В среднем в 14% случаев причина авиакатастрофы так и не была установлена. Но ею вполне могли быть… НЛО.
Так, в 1995 году неопознанный летающий объект «погасил» свет на аэродроме аргентинского Сан-Карлос-де-Барилоче, в результате чего заходящий на посадку «Боинг 727» решил зайти на второй круг. Однако в этот момент он чуть не столкнулся с виновником «конца света» — в последнее мгновение пилот «Боинга» успел потянуть штурвал на себя, и НЛО пронёсся под самолётом.
В 1955 году в США радиолокационной станцией в Санджент-Хилл был замечен неопознанный летающий объект, двигающийся зигзагообразно со скоростью около 4000 километров в час. Курс НЛО в какое-то время пересекся с летевшим в этом же районе американским военным самолётом С-47, перевозившим 26 пассажиров, после чего отметка воздушного судна пропала с экрана радара. Самолёт так и не был найден.
Ранее, в 1947 году, ситуация была ещё загадочней: самолёт морской пехоты США С-46 с 32 пассажирами на борту над ледниками в штате Орегон перестал выходить на связь, стал снижаться и вскоре пропал с радаров. Обломки самолёта вскоре были найдены, однако все пассажиры и три члена экипажа исчезли бесследно…Источник: "Тайны ХХ века" №50, 2015 г.
Опубликовано 18 января 2019 | Прочтений 510

Комментарии
Периодические издания






Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества