Американская пилотируемая космонавтика пала духом
Американская пилотируемая космонавтика пала духом
Приближается день, когда последний действующий шаттл НАСА «Атлантис» совершит свой финальный полёт и завершится тридцатилетняя программа, ставшая результатом работы множества умных и талантливых людей. Заключительный аккорд проревёт 8 июля. Это будет 135-я экспедиция космических челноков.

Что дальше? Первого июля администратор НАСА Чарльз Болден выступил с речью в Национальном пресс-клубе, в которой заявил, что будущее американской космонавтики не менее радужно: Марс, астероиды и др. Но специалисты, не обязанные выражать официальную точку зрения, бьют тревогу.

Главная опасность заключается в утечке мозгов — тех самых, благодаря которым летали шаттлы. Как только стало ясно, что программу закроют, многие светлые головы пали духом и отправились на вольные хлеба. Эксперты называют это эффектом команды «Б». «Хорошие парни предчувствуют конец и уходят. Остаются студенты класса “Б”», — говорит Альберт Уилон, первый руководитель директората по науке и технике ЦРУ, который был создан в 1963 году в связи с кубинским кризисом.

НАСА признаёт опасность, предлагая новые бонусы и льготы, но результат неутешителен: за последние годы из 17 тыс. сотрудников программы шаттлов заявления об уходе написали 7 тыс.

Действительно, что дальше? Программа «Созвездие», нацеленная на возвращение человека на Луну, тоже отменена. Марс и астероиды существуют пока только на уровне разговоров, официально ничего не утверждено, а финансирование сокращается. Есть планы по космическому туризму, ради чего НАСА сотрудничает с корпорациями SpaceX и Boeing, но дальше низкой орбиты господ пассажиров не пустят — по сравнению с предыдущими подвигами это смехотворное достижение.

Между тем эксперты напоминают, что именно эффект команды «Б», скорее всего, был причиной страшных катастроф середины 1980-х и конца 1990-х — когда погибло более десятка аппаратов, пущены на ветер миллиарды долларов. Крушения шаттлов в 1986 и 2003 годах (погибли 14 астронавтов) стали результатом ошибок при проектировании и управленческих недочётов.

В январе с. г. Консультативная группа по аэрокосмической безопасности в своём годовом отчёте предупредила, что отсутствие определённых целей может негативно отразиться на моральном состоянии сотрудников НАСА. В мае Майкл Лейнбах, ответственный за финальный запуск «Атлантиса», заявил коллегам: «Такую штуку, как завершение программы шаттлов, очень трудно проглотить. Мы все жертвы недальновидной политики Вашингтона. Очень жаль, что у нас нет хорошего руководства. Программы по запуску астронавтов всегда располагали потенциалом трансформации во что-то другое. Сегодня у нас нет ничего». Аудитория встретила эти слова бурными аплодисментами...

Тем временем корпорация Lockheed Martin продолжает работать над многофункциональным аппаратом «Орион», который должен был лететь на Луну, а теперь неизвестно куда — то ли и впрямь в дальний космос, то ли на орбиту Земли. Компания предлагает всё-таки опробовать корабль на Луне, но официальные лица ещё не сказали этим планам ни да, ни нет. Беспилотные испытания «Ориона» начнутся в 2013 году, а первый старт с экипажем туманно запланирован на 2016-й.Источник: New York Times и Universe Today
Опубликовано 04 июля 2011 | Прочтений 2709

Комментарии
Периодические издания


Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества