Какие млекопитающие были современниками динозавров?
Генетики не согласны с палеонтологами в том, что плацентарные возникли после массового вымирания.

Генетики и палеонтологи, считающие, что выводы следует делать исключительно на основании анализа окаменелостей, спорят по самым разным поводам с тех самых пор, как начались ДНК-исследования эволюционной направленности. Новым яблоком раздора стала опубликованная в начале прошлого года статья, в которой утверждалось, что плацентарные млекопитающие (те, что рождают живых детёнышей на сравнительно поздней стадии развития) появились только после того, как вымерли динозавры, не превратившиеся в птиц.

Эволюционный биолог Морин О'Лири из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук (США) и её коллеги потратили не один год на описание и изучение нескольких тысяч признаков десятков современных и вымерших млекопитающих. Свои выводы они объединили с генетическими данными и составили гигантское генеалогическое древо плацентарных млекопитающих. Оставалось только выяснить, когда возникли те или иные животные, и в этом вопросе исследователи доверились одним только окаменелостям, заключив, что наиболее ранние плацентарные развились после гипотетического столкновения Земли с астероидом, ознаменовавшего собой окончание мелового периода и начало палеогена. Плацентарные быстро диверсифицировались и заняли экологические ниши, оставленные вымершими динозаврами.

Гипотетическая реконструкция первого плацентарного млекопитающего (изображение O'Leary, M. A. et al.)

Палеобиолог Фил Донохью из Бристольского университета и эволюционные генетики Марио дос Рейс и Цзыхэн Ян из Университетского колледжа Лондона (все — Великобритания) пришли в ужас от того, что этот вывод может попасть в школьные учебники, и недавно опубликовали свою версию развития событий. По их мнению, при всей фундаментальности исследования г-жи О'Лири, она и её коллеги совершили ошибку, решив, будто возраст самых древних окаменелостей совпадает со временем возникновения данных животных.

Группа г-на Донохью, напротив, исходила из предположения о том, что животные всегда старше эталонных ископаемых образцов, а также воспользовалась генетическими данными и заключила, что плацентарные млекопитающие возникли 72–108 млн лет назад, то есть задолго до вымирания динозавров.

Новой работе предшествовал комментарий к статье г-жи О'Лири, в котором её выводы оспаривались на том основании, что гипотеза о возникновении плацентарных в палеогене требует ускоренной эволюции, иначе млекопитающие не успели бы диверсифицироваться в таком масштабе.

Г-жа О'Лири поясняет, что её группа просто решила опереться на твёрдые эмпирические данные, поэтому окаменелостям было отдано предпочтение перед математическими расчётами. Однако многим специалистам представляется верной предпосылка г-на Донохью. Можно вспомнить характерный случай, произошедший лет десять назад. Энн Йодер из Университета Дьюка (США) на основе генетического анализа пришла к выводу, что общий предок галаговых и лориевых жил примерно 40 млн лет назад, хотя древнейшим окаменелостям было всего 20 млн лет. Уже после того, как статья об этом открытии отправилась в печать, была опубликована работа с описанием останков возрастом 40 млн лет.

Но этот пример показателен ещё и тем, что точку в подобных дискуссиях ставит не математическая модель, а обнаружение конкретных окаменелостей, так что г-жа О'Лири тоже по-своему права. Источник: Nature News