Пять мифов, попавших в учебники истории
Пять мифов, попавших в учебники истории
Разбираемся, откуда возникли заблуждения, которые человечество воспринимало как непреложные истины...

Комплекс Наполеона

Что писали в учебниках: Наполеон был маленького роста (чаще всего называют 157 см), из-за этого у него возник комплекс неполноценности, который он старался преодолеть, совершая великие деяния одно за другим. Исходя из этого представления, немецкий психолог Альфред Адлер ввел в употребление термин «комплекс Наполеона». Под этим выражением подразумевается стремление людей невысокого роста компенсировать свой недостаток через агрессивное поведение и стремление к неограниченной власти.


Как на самом деле: Историк Бернар Шевалье, работавший в свое время директором музея наполеоновской эпохи в Мальмезоне, провел собственное расследование. Он разыскал отчет врача Франческо Антоммарчи, который в присутствии 18 свидетелей вскрывал тело Наполеона сразу после его смерти на острове Святой Елены. Среди прочего он указал, что полный рост Наполеона 5 футов 2 дюйма 4 линии. В переводе на современную метрическую систему рост Бонапарта составлял 169 см. Для современников он был человеком выше среднего роста. Дело в том, что эпоха акселерации еще не началась и люди ростом выше 180 см в начале XIX века были редким исключением. В частности, в гренадерские полки во Франции брали мужчин ростом не менее 173 см. Иными словами «коротышка» Наполеон уступал гренадерам в росте всего лишь несколько сантиметров. Почему же возник миф о маленьком росте императора? По мнению Шевалье, живописцы часто изображали Наполеона в компании с его маршалами. А те были настоящими гигантами. Маршал Мортье вымахал до 195 см, Мюрат с ростом 190 см лишь немного уступал ему. На их фоне даже маршал Ней со своими 180 см смотрелся замухрышкой.

Генерал Раевский и его сыновья

Что писали в учебниках: Во время боя под Салтановкой (деревня в 12 километрах от Могилева) раненый картечью генерал Раевский в критический момент сражения вывел вперед своих сыновей (16 и 11 лет) и обратился к воинам со словами: «Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!» Воодушевленные поступком генерала, который готов был пожертвовать своими сыновьями, солдаты бросились вслед за Раевскими в атаку и опрокинули французов.


Как на самом деле: Сам Раевский описывал этот эпизод боя поэту Батюшкову совсем по другому: «Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребёнок, и пуля ему прострелила панталоны). Вот и весь анекдот, сочиненный в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином. Вот как пишется История!» Тем не менее, эта легенда была растиражирована в целях поднятия патриотического духа.

Мария Антуанетта и пирожные

Что писали в учебниках: Когда королеве Франции Марии-Антуанетте сообщили о том, что в стране голод и у крестьян нет хлеб, она ответила: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Эту фразу часто использовали, чтобы подчеркнуть глупость аристократов и их абсолютное незнание элементарных жизненных реалий. В ней сквозит отсутствие сочувствия к страданиям бедняков и высокая степень морального разложения.

Как на самом деле: Мария Антуанетта никогда не говорила таких слов. Впервые эта цитата упоминается в «Исповеди» Жан-Жака Руссо и приписывается некой абстрактной принцессе. Но в момент написания книги (1769 год) Мария Антуанетта была 14-летней девочкой и жила у себя на родине в Австрии. Но самое забавное заключается в том, что у Руссо это выражение звучит в ином контексте. Автор рассказывал о том, что у него оставались деньги только на хлеб. Но наесться хлеба мешала… гордость! Вот подлинная цитата: «Покупать сам я никогда бы не решился. Чтобы важный господин, при шпаге, пошел к булочнику купить кусок хлеба — как это можно! Наконец я вспомнил, какой выход придумала одна принцесса; когда ей доложили, что у крестьян нет хлеба, она ответила: «Пускай едят бриоши», и я стал покупать бриоши». При этом бриоши отнюдь не являются пирожными. Согласно «Оксфордскому справочнику по кулинарии», «бриошь в XVIII веке представлял собой лишь слегка обогащенную (за счет скромного количества масла и яиц) булочку, по сути не далеко ушедшую от хорошего белого хлеба».


Помимо неправильного перевода искажение смысла возникло из-за незнания французских законов. Дело в том, что в XVIII веке булочник обязан был продавать дорогую выпечку (в том числе и бриоши) по цене обычного хлеба, если его вдруг не оказывалось в лавке. В данном случае фраза «Пусть едят бриоши» означает, что торговцам указано продавать дорогую сдобу по дешевой цене. Впрочем, это не помешало французам отрубить Марии Антуанетте голову.

Рабы и египетские пирамиды

Что писали в учебниках: Пирамиды возводили рабы по приказу фараона. Так по оценке древнегреческого историка Геродота, который первым описал процесс строительства этих огромных гробниц, для возведения пирамиды Хеопса были согнаны 100 тысяч невольников. Во время строительства рабы тысячами гибли от голода и от бича жестоких надсмотрщиков.


Как на самом деле: Совсем недавно египтологи раскопали в долине Гиза городок строителей пирамид. Он находился в 400 метрах к югу от статуи Сфинкса. Там обитали рабочие, которые строили пирамиду фараона Менкаура. Выяснилось, что строители жили в очень хороших жилищных условиях, для них сооружали комфортабельные по тем временам дома. Лагерь был рассчитан на проживание 10 тысяч человек. Рядом было обнаружено огромное количество костей крупного и мелкого рогатого скота. По мнению египтологов, каждый день для питания рабочих забивалось 11 коров и 37 коз или овец, что составляло примерно 1600 килограммов мяса. Таким образом, строители пирамид питались значительно лучше, чем египетские крестьяне. Другое удивительное открытие археологи сделали, раскопав кладбище строителей. Они искали в первую очередь скелеты со следами травм, чтобы понять какая медицинская помощь оказывалась древнеегипетским работягам. Большинство переломов (в том числе и сложных) полностью зажили. Врачебные приемы, которые при этом использовались, были идентичны методам лечения травм у представителей древнеегипетской аристократии! Руководитель археологических работ на плато Гиза доктор Захи Хавасс пришел к выводу, что пирамиды строились не рабами, а свободными людьми. Существовали две категории работников: ремесленники и сезонные рабочие. Первые жили в строительных городках постоянно, получали заработную плату, заводили семьи (некоторые были похоронены рядом со своими супругами). Вторые приезжали на 2-3 месяца, когда нужна была неквалифицированная рабочая сила, чтобы, например, передвигать огромные блоки к месту строительства. Скорее всего, это были крестьяне, которые таким образом отбывали трудовую повинность (аналог стройбата). Работники делились на бригады, между которыми устраивалось соревнование. У каждой был свой девиз и название, например «Выносливость» или «Совершенство». Это наводит на мысль, что пирамиды были своего рода великими стройками социализма, как например, тот же БАМ.

Куликовская битва и летописи

Что писали в учебниках: Куликовская битва стала самым грандиозным сражением средневековья. Московский князь Дмитрий Донской собрал под своими знаменами от 300 до 400 тысяч воинов (последнюю цифру называет Никоновская летопись), на стороне Мамая выступило 800 тысяч человек.

Как на самом деле: Большинство историков склоняется к тому, что численность русского войска вряд ли превышала 30 тысяч ратников. А в последнее время все чаще называют цифру в 10 тысяч воинов. При вычислениях учитывается и небольшой размер поля боя и реальная демографическая ситуация в русских землях: например, население Москвы в те времена не превышало 50 тысяч человек, а число боеспособных мужчин было, естественно в несколько раз меньше. Почему же летописцы, чья задача сохранить историю для потомков, приводят такие несуразные цифры? В летописных источниках таких невероятных данных о численности войск – огромное множество. По мнению ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Андрея Десницкого есть несколько объяснений этого феномена.


- В древности у цифры не было сегодняшнего почти мистического значения, - объясняет Десницкий. - Цифры передавали, скорее смысл, чем количество. В летописях не было цифр, все писалось словами. По структуре войско делилось на тысячи сотни, десятки. Но из недавней истории мы знаем, что казачья «сотня» не обязательно содержит 100 казаков. Их может быть и меньше. Возможно, под «сотнями» имелись ввиду отряды, в которых могло быть и 10 человек? В свою очередь слово «тысяча» тоже может означать не цифру. Тогда же была не призывная армия и не профессиональная, а ополчение. Когда начиналась война, взрослые мужчины брали оружие и шли воевать. Но это не значит, что их строили и делили. Может быть, тысяча это несколько отрядов «сотен». А их тоже не по сто. Тогда сколько их в этой тысяче? Неизвестно. Есть и другое объяснение. Рукописи при употреблении портятся и их переписывают. А поскольку это священная возвышенная история, то цифры при переписывании увеличиваются, особенно, когда ветхая рукопись плохо читается и переписчик колеблется не может понять, что написано: сто или тысяча.Источник: Комсомольская правда
Опубликовано 09 января 2017 | Прочтений 1853

Комментарии
Периодические издания


Информационная рассылка:

Рассылка The X-Files ... все тайны эпохи человечества



Электронный журнал:

THE X-FILES...
Все тайны эпохи человечества